Political life and economic dynamics of Ukraine at the stage of the «developed socialism»

With the leaving of such odious historical figure as Khrushchev from the political arena, despite the available fears, the movement of the intelligency which received the general name as "men of the sixties" didn't stopped its activity. The thing that was started by Nikita Sergeevich, i.e. liberalization of political and spiritual life allowed the whole generation of "men of the sixties" to be generated (first of all scientists, representatives of culture and art) and to expand the borders of creative self-expression of intelligency, not only in the Russian Federation, but also in Ukraine. Among the names of Ukrainian "men of sixties" it is necessary to note Simonenko, Kostenko, Sverstyuk, Dzyuba, Drach, Gonchar, Pavlychko and many others. Their literary, historical and cultural requirements of correction of Stalinism excesses, at Khruschev, and in due course and at his "successors" gave the new guarantees of free cultural development of the people in future, providing for the Ukrainian language if not leader, but not the second role in educational and cultural activity of the republic.
они стали символами первой волны будущего века. 
As well "men of the sixties" of the nineteenth century, they became the symbols of the first wave of the next century
благодаря и сложившимся условиям развития национальной культуры   Люди старшего и среднего поколения помнят плакаты наших руководителей   Нет смысла излагать биография Брежнева 
Thanks to the existing terms of the national cultural development, in the second half of sixtieth, not only in the countryside, but also in the cities of Ukraine, the number of Ukrainian schools increased, and in the comprehensive schools with the Russian teaching language, the Ukrainian language and literature were established from the second form. The example of the Russian brothers and sisters in the literature and art became the powerful impulse for a new wave (which, hadn't ever faded, especially, in the Soviet period) such cultural directions as «studying of Ukrainian language», «studying of singing of Ukrainian songs» etc. The given actions are connected today not only by the names of art representatives, but also with Leonid Ilich Brezhnev's names (in the all-Union scale) and two heads of Ukraine - Peter Efimovich Shelest and Vladimir Vasilevich Shcherbitsky.
For some people the names especially, of the first and last «historical characters», are simply the names of politicians, for others - the names of statesmen of the whole epoch, for the third ones - the symbol of the passed epoch. Well, for historians, these are the names, who made the certain contribution to the development of union republic (I have always avoided the adjectives, like: enormous, unvalued, major, therefore, as if it was made by the given historical personnel, so what was made by the others ...). And that contribution is estimated differently. People of the senior generation remember with admiration (not everyone, certainly) as the nostalgia by the left youth, well, the young people, are ... indifferent. That's in vain. We should not only know the history, but also to remember those who made it together with the people. But it is also historic-political lyrics.
Nevertheless, the second half of 60th became an epoch of updating both economic, and cultural development of Ukrainian society. It is enough to remember, how in the sixtieth our valorous film studio of Dovzhenko rattled all over the country and what films were released. These years are considered as the period of the greatest directors' successes, who were working in Dovzhenko studio, and Ukrainian cinema as a whole, among which there were: «Shades of the forgotten ancestors» by Paradzhanov, «the White bird with the black mark» by Ilenko, the «Stone cross» by Osyka, «Babylon XX» by Mikolajchuka. In the late sixties the television art cinema started to work on the studio.The same time the Theatre-studio of the film actor opened, where Grinko, Brondukov, Mykolaychuk, Nedashkovskaya, Krynitsina begun the activity. And where is everything now ...
Therefore, simply there is no sense to glorify or ignore the role of the given politicians, they were, and they did what the Ukrainian society of that period needed. Well the economy, as it has been already marked, was on the high level.
Шелест и Брежнев, еще друзья, еще соратники, еще вместе
People of the senior and average generation remember our heads posters, hanging anywhere and everywhere
But, in my opinion, as to the Ukraine, it is necessary to allocate Brezhnev, Shelest and Shcherbitsky.
Шелест и Брежнев, еще друзья, еще соратники, еще вместе
There is no sense to state Brezhnev's biography as it is, basically known, as it is known that his native land is Dnepropetrovsk area, however, as well as for Shcherbitsky. Not only new jerks of economy of the end the sixtieth, but also the whole twenty -year of conservative tendencies domination are connected with Leonid Ilich's name. Though, for one - conservative, and for others - stable, that is reminded today. Not casually in the late seventies among intelligency there was such joke-humorous catchphrase, on the question "How are you?", there was the answer: "How am I, you ask? Still-house, as at Brezhnev times". Was it so? Why to be silent and refuse it- that happened to be. That factor, probably also became the beginning of notorious stagnation. But not only stagnation, but the resolute eradication of "national-bourgeois" tendencies in the management of Central Committee KPU of Shelest times. Because of "disproportionate" strengthening of the Ukrainian language role in the public life of Ukraine Peter Efimovich Shelest was sent in resignation. And his place was occupied by Vladimir Vasilevich Shcherbitsky.

      Щербицкий или как его называли за глаза «ВВ»                    
Но не только событиями такого мрачного плана

Shelest and Brezhnev are still friends, still colleagues, still together

медаль «За БАМ»

Shcherbitsky or as he was named behind his back «VV» was known in Ukraine not only as the activity organizer, the head of republican Communist Party, but also as the great admirer of football and pigeon-fancier. (The Fancies in hobby growing small in Ukraine, from pigeons to...).
Shcherbitsky or as he was named behind his back «VV» was known in Ukraine not only as the activity organizer, the head of republican Communist Party, but also as the great admirer of football and pigeon-fancier. (The Fancies in hobby growing small in Ukraine, from pigeons to ...).
What can be said about that period of development from the point of view of history. There was stability about which today people gossip, but there were also the weaknesses and deformations in political-administrative sphere: incompetence of a management, the absence of resoluteness in practical affairs, complacency and self-calmness, and the main thing, domination of bureaucracy - Ukrainian scourge of history and modern times. The bribery became the norm of the official's life, that norm smoothly outgrew in our century. From 1968 the most part of the branch ministries became "union-republican" that meant economic strengthening of the union dictatorship center, on the one hand, but accurate performance of problems of the uniform state, on the other hand. In those days Ukraine was the second republic in the Union on the potential and value. But, except the economic component, people still wanted «bread and circuses». Circuses, as in Russian, so in Ukrainian language.
Not ten years had passed from the date of the beginning of "men of the sixties" movement and Khruschev's reforms, when the wave went in the opposite direction. In response to the number of arrests of the part of Ukrainian intelligency, calling to bring to life Lenin's principle «nations rights to self-determination», on November, 9th 1976 the «Ukrainian public group of assistance to the fulfillment of Helsinki contracts of 1975» was created, which in the people received the name «Helsinki group». This fact today is presented as the victory of the Ukrainian intelligency over Kremlin domination. Whether it was so? The matter is that the «Helsinki group» at first was created in Moscow, and its Ukrainian "branch" developed the ideas of Moscow intelligency on the open spaces of Ukraine. I'm not derogating the merits of our legal experts, but we shouldn't stick out the things that didn't happen to be. Today the whole world knows that: Alekseeva, Bernshtam, Bonner (Saharov's wife), Ginzburg, Grigorenko (the retired general), Korchak, Landa, Marchenko, Orlov, Rubin, Scharansky, Slepak, Meyman, Mnyuh, Kallistratova, Nekipelov, Osipov, Polikanov, Yarym-Agaev, Kovalev, Ternovsky and Serebrov were the organizers of "Helsinki group", as well as it was created for acceleration of consideration in the USSR the Jews departure to Israel. Subsequently, Ukrainians Oksana Meshko, Nikolay Rudenko, Oles Berdnik, Levko Lukyanenko, Nina Strokata-Karvanskaya, Miroslav Marinovich, Nikolay Matusevich, Oleksa Tyhiy and Ivan Kandyba joined to the group of Muscovites. Therefore I would like to say that the Ukrainian union «Helsinki group» happened to be, but it put a little bit different tasks before itself (means, its first period). Well, the group activation in Ukraine occurred at Gorbachev.
Today the Ukrainian Helsinki union of the human rights has already occupied its «niche in the rack» in the decisions on struggle for human rights, both in Ukraine, and behind its limits.

Работая в условиях вечной мерзлоты 
The whole epoch consisting of two decades wasn't marked by the events of such kind. There were also the fulfillments - from BAM (Baikal-Amur Mainline) to the gas pipeline "Druzhba". The same decades, the new wave of mass Ukrainians resettlement to Siberia and to the Far East, such «the Green Wedge - 2» began. Today the young generation doesn't know much about BAM, and for yesterday's members of the Komsomol that construction really became the century construction, when many Ukrainian guys and girls were involved in it.
               Да это их судьба, но и она очень сильно повлияла                      Сегодня, практически в каждом областном центре Украины 
And if you see the medal «For BAM» on the breast of today's young grandfather or grandmother, don't be lazy and bow unto them, after all they also accomplished the feat.
Со времен Великой Отечественной 
Working in the terms of permafrost, living in temporary barracks, feeding the milliard horde of mosquitoes, they not only stood, but also constructed the BAM. There is also another point of view, concerning who was building and for what purpose. But the essence is that in those years the youth had something to go to and to be engaged in.
The second half of seventieth with showed that the necessity to depart from the past, including the «constitutional postulates» of 1936 ripened. At first 1977, and then 1978 years brought some changes to the social system after the acceptance of Union and republican Constitutions, but the general society development remained at the former level. Abusing the "rotting" capitalism, each Soviet person dreamt of the goods "therefrom", or about the trip "there". The country, and Ukraine, as well as its people went to the final straight easily, silently, and sometimes "stagnantly-mensaly". But, as it is known from the sports reporting, one always does the "jerk" on the final straight. Not less terrible word "Afgan" became that «jerk of the end acceleration».
Today it is difficult to give estimation to the necessity of bringing of troops in the far unequivocal country or to the control management over its areas. It's only known that the decision was accepted at the highest state level. And that decision caused the thousands of victims, to be more exact fifteen thousands; among them three thousands were Ukrainians.
Если кто забыл или не знает 

         That was their destiny, but also it strongly affected all further process of the Union and republic development.

 Брежнев Л.И. - ноябрь 1982-го.        Андропов Ю.В. - февраль 1984-го.
Today, practically there are the monuments to Afghans i.e. soldiers-internationalists, not speaking about the monuments on the tombs of the lost soldiers in the each regional center of Ukraine. Some «specialists from the history» result the figures of our soldiers and officers losses and compare them to the quantity of victims in the road accident, on fires, accidents etc. and do it only with the purpose to show that there is anything terrible, more people perish on the citizen. But those «friends of the people» don't consider that more the half-million people went through "Afgan", having come back home, they turned to the new social unit - fighters for justice, fighters against bribery and corruption, fighters for honour of the family. In addition, the scornful relation to veterans, especially to invalids, roughness in reply to their lawful requests, and all this comparing to the country leaders, who, unfortunately, went away the people's problems.
Черненко К.У. - март 1985-го.
Since the Great Patriotic War the condolence letter hadn't come to the houses (exclusive, the destructions of the ship "Novorossiysk" in 1955 and Hungarian events of 1956), there wasn't such heat which accompanies the human grief, and events of «Afghan ten-year war» became the catalyst of opposition between society and upper crust. It happened to be as in 1905 after the disgracefully lost fight with Japan which had outgrown in the first Russian revolution. That happened in the eightieth too. The country celebrated the anniversary of the deserved person, but on that background, except the joy for «dear Leonid Illich» there were questions, why they have privileges, and we - troubles, why they have soldering, and we - coupons (though it is simply incorrect to compare the privileges of heads of past and contemporary period). Nevertheless, on that interval of historical epoch, it was a serious sign of the bottoms to the tops, which essence was as in one Barykin's song «we want today, we want now». But what «Kremlin aged men» could to do when the «world of eternal memory» waited for them.

Одним из немногих руководителей эпохи Брежнева         
If someone has forgotten or doesn't know, I want to remind the events of the middle of eightieth - the photo of the most usual queue is an acknowledgement of that.
People of the senior generation knowingly named the first five years of the eightieth as the «mourning five-year period». Judge by you, as it began in 1982; it proceeded till March of 1985.
А вчерашние соперники, но товарищи по партии 

L.I. Brezhnev- November of 1982.

On November, 10th, 1982 «the Former Epoch» or in the normal sounding, Brezhnev's epoch ended, and the former Chairman of KGB Yury Vladimirovich Andropov occupied the post of the general Secretary of the Central Committee of CPSU on November, 12th, 1982. But the destiny gave him only 15 months of board, and the half of this term he supervised over the country from the Kremlin hospital. No, Andropov wasn't going to reconstruct radically all political system of the country - he only wanted to "put things in order" in the Soviet policy and economy by using administrative, frequently and simply repressive measures. Invisible struggle of Andropov and Brezhnev clans, KGB and Ministry of Internal Affairs began. During almost all 1983 there was an active replacement of Brezhnev's protégés on true to Andropov of people, and the third of all regional committee secretaries of CPSU and ministers had been updated almost for that small time period. But the main thing, why that 15-month's board of the former chief of KGB remembered - are the mass round-ups on the Soviet citizens, frankly violating the person's rights in the shops, cinemas, airports, restaurants, baths and other public places, for the purpose of revealing and prosecution of infringers to the order and labour socialist discipline. Also it is necessary to notice that there were many people, wishing to remember Stalin times and that general reactionary spirit was quickly picked up by the chiefs on places and extended to all spheres of state life. That campaign for putting in order got especially ugly forms on suburbs where the line was, frequently, crossed and trying to exceed "plan" as it had been accepted in the system, reported in impressive figures of the exposed shirkers, idlers and parasites. But the old error of Bolsheviks which Andropov adhered that it was simply enough to put things in order without serious reorganization of basic economic state bases on the places, to purge in the party, to strengthen the labour discipline on manufacture, to put more people from working environment on supervising posts, and all would be perfect and all other problems would be obviously solved - all that didn't bring expected results. Y.V.Andropov died on February, 9th, 1984 in 15 months after coming to power, not having had time to make anything really considerable. The Soviet people didn't know much about Andropov, when he was the head of KGB, and during his stay on the post of the state head representation about him didn't extended much. For that reason the general estimations of his activity and personality remained rather various and sometimes opposite. Well, Konstantin Ustinovich Chernenko came to substitute him, who on that moment looked even worse, than Brezhnev on the eve of his death. Ideologist Chernenko at once started to struggle actively with the «alien bourgeois way of life» and initiated mass persecutions on the rock music and musicians. Vicious practice of every possible interdictions and censorship again blossomed with magnificent colour.

А вчерашние соперники, но товарищи по партии

Y.V. Andropov - February 1984.
1

K.U. Chernenko- March 1985.

All those short-term epoch of leaders of the former epoch also affected people very strongly, and in Ukraine, particularly. The well-known «Swan's lake» together with the next obituary caused quite natural question in the people - who is the following (in direct and figurative sense). The political crisis became pressing.
There came March of 1985, and «Gorbachev's reorganization» which, firstly pleased people so that «it was better and cheerfully to live».
2 
One of few heads of Brezhnev's epoch was still the first secretary of Central Committee KPU Vladimir Vasilevich Shcherbitsky.

3
Yesterday's contenders, but the party fellows Shelest and Shcherbitsky found the rest on Baikovoye cemetery in Kyiv. One saw the disintegration of the Soviet Union, another - failed to see that.

 

4      5
Обращаем Ваше внимание, что мнение редакции портала UKRAINE-IN может не совпадать с мнением авторов. На портале размещены статьи историков из разных стран, которые могут по-разному интерпретировать события. Также просим Вас воздержаться от агрессивных и нецензурных комментариев.
Comments:
blog comments powered by Disqus

All articles

Общественно-политическая жизнь и экономическое развитие Украины на этапе «развитого социализма» (1964 – март 1985-го)

  С уходом с политической арены такой одиозной исторической фигуры, как Хрущев, несмотря на имеющиеся опасения, все-таки не прекратило свою деятельность движение интеллигенции, получившее общее наименование «шестидесятники». То, что было начато Никитой Сергеевичем, т.е. либерализация общественно-политической и духовной жизни позволила сформироваться целому поколению «шестидесятников» (прежде всего деятелей науки, культуры, искусства), расширить границы творческого самовыражения интеллигенции, причем, не только в Российской Федерации, но и в Украине. Среди  имен украинских «шестидесятников» стоит отметить  Симоненко,  Костенко,  Сверстюк, Дзюбу, Драча, Гончара,  Павлычко и многих других. Их литературные и историко-культурные требования исправления перегибов сталинизма, дали при Хрущеве, а со временем и при его «преемниках» новые  гарантии свободного культурного развития народа в будущем, обеспечения украинскому языку, если не ведущей, то и не второй  роли в образовании и культурной деятельности в республике.
они стали символами первой волны будущего века. 
Как и «шестидесятники» девятнадцатого века, они стали символами первой волны будущего века.
благодаря и сложившимся условиям развития национальной культуры   Люди старшего и среднего поколения помнят плакаты наших руководителей   Нет смысла излагать биография Брежнева 
В том числе благодаря и сложившимся условиям развития национальной культуры, и, конечно же им, именно во второй половине шестидесятых, не только в сельской местности, но и в городах Украины, повысилось число украинских школ, а в общеобразовательных школах с русским языком преподавания, со второго класса в обязательном порядке вводился украинский язык и литература. Пример российских братьев и сестер в литературе и искусстве стал мощным импульсом для новой волны  (которая, впрочем, никогда и не затухала, особенно, в советское время) таких культурных направлений, как «украинознание», «украиноводство», «украинопение» и т.д.  Данные действия сегодня связаны не только с именами деятелей культуры и искусства, но и с именами Леонида Ильича Брежнева (во всесоюзном масштабе) и двух руководителей Украины – Петра Ефимовича Шелеста и Владимира Васильевича Щербицкого.
Для одних, имена, особенно, первого и последнего «исторических персонажей», просто имена политиков, для других, имена всех, как имена государственных деятелей целой эпохи, для третьих – это символ ушедшей эпохи. Ну а для историков, это имена тех, кто внес определенный вклад в развитие союзной республики (я всегда избегал и избегаю прилагательных, вроде: громадный, неоцененный, важнейший, потому, как, если это сделали данные исторические персоналии, то, что же сделали другие…). И вклад этот оценивают по-разному. Люди старшего поколения вспоминают с восхищением (не все, конечно), среднего, как ностальгию по ушедшей молодости, ну а младшего, как … да никак. А зря. Историю надо не только знать, но и помнить, в том числе и помнить тех, кто ее делал вместе с народом. Но это так, очередная историко-политическая лирика.
Тем не менее, вторая половина 60-х стала эпохой обновления как экономического, так и культурного развития общества, в т.ч. и украинского.  Достаточно вспомнить, как в шестидесятые «гремела» на всю страну наша доблестная киностудия имени Довженко, а какие были фильмы. Эти годы считаются периодом наибольших успехов режиссеров, работавших на студии имени Довженко, и украинского кино в целом, среди которых: «Тени забытых предков» Параджанова, «Белая птица с черной отметиной» Ильенко, «Каменный крест» Осыки, «Вавилон XX» Миколайчука. Именно в  конце  60-х годов на студии начинает работать телевизионный художественный кинематограф. В это же время открывается Театр-студия киноактера, где начали свою деятельность Гринько, Брондуков, Мыколайчук, Недашковская, Крыницина. И где это все сейчас…
Поэтому, возвеличивать или замалчивать роль данных политических деятелей, просто нет смысла, они были, и они делали то, в чем нуждалось украинское общество того периода. Да и экономика, как уже отмечалось, была на высоте. 
Шелест и Брежнев, еще друзья, еще соратники, еще вместе
Люди старшего и среднего поколения помнят плакаты наших руководителей, висевших везде и всюду. 
Но, особенно, на мой взгляд, касательно, конечно же, Украины, следует выделить Брежнева, Шелеста и Щербицкого. 
Шелест и Брежнев, еще друзья, еще соратники, еще вместе
Нет смысла излагать биография Брежнева, поскольку она, в принципе известна, как известно и то, что родиной его является Днепропетровщина, впрочем, как и для Щербицкого. С именем Леонида Ильича связывают не только новые рывки экономики конца шестидесятых, но и целое двадцатилетие господства консервативных тенденции. Хотя, для одних консервативных, а для других – стабильных, что и сегодня вспоминается. Неслучайно в конце семидесятых среди интеллигенции модной была такая шутка-прибаутка, на вопрос, как дела, шел ответ: «Как дела, спрашиваешь?   Все по прежнему, все по Брежневу». Было это? Чего молчать и отнекиваться – было. И этот фактор, видимо и стал началом пресловутого застоя. Но не только застоя, а и решительного искоренения «националистическо-буржуазных» тенденций в руководстве ЦК КПУ времен Шелеста. Т.е было то, что за «непропорциональное» усиление роли украинского языка в общественной жизни Украины Петр Ефимович Шелест был отправлен, правильно – в отставку. И его место занял Владимир Васильевич Щербицкий.

 

      Щербицкий или как его называли за глаза «ВВ»                    
Но не только событиями такого мрачного плана

Шелест и Брежнев, еще друзья, еще соратники, еще вместе.
медаль «За БАМ»

Щербицкий или как его называли за глаза «ВВ» был известен на Украине не только как организатор деятельности и руководитель республиканской компартии, но и как большой почитатель футбола и голубятник. (Что-то у нас в Украине, как-то мельчают наклонности в хобби – от голубей к …). 
Что можно сказать о том периоде развития с точки зрения истории. Была стабильность, о которой сегодня судачат и вспоминают, но были и слабости и деформации в политико-управленческой сфере: некомпетентность руководства, отсутствие решительности в практических делах, благодушие и самоуспокоенность, а главное, засилье бюрократии – этого украинского бича истории и современности. Взяточничество стало нормой жизни чиновника, которая, т.е. эта норма, плавно переросла и в наш век. С 1968-го большая часть отраслевых министерств стали «союзно-республиканскими», что  означало экономическое усиление диктата союзного центра, с одной стороны, но четкое выполнение задач единого государства, с другой. Именно в те времена Украина была второй в Союзе республикой по своему потенциалу и значению. Но, кроме экономической составляющей, народ хотел еще «хлеба и зрелищ». Причем зрелищ, как на русском языке, так и на украинском.
Не прошло и десяти лет со дня начала движения «шестидесятников» и хрущевских реформ, как волна пошла в обратном направлении. В ответ на ряд арестов части украинской интеллигенции, призывающей воплотить в жизнь ленинский принцип «права наций на самоопределение», 9 ноября 1976-го была создана «Украинская общественная группа содействия выполнению Хельсинкских договоров 1975-го», получившая в народе наименование «Хельсинская группа». Этот факт сегодня преподносится как победа украинской интеллигенции над засильем Кремля. Но так ли это. Дело в том, что «Хельсинская группа» сначала была создана в Москве, а уж украинский ее «филиал» развивал идеи московской интеллигенции на просторах Украины. Я нисколько не умоляю заслуг наших правозащитников, но не стоит выпячивать того, чего не было. Сегодня весь мир знает, что организаторами «Хельсинской группы» были:  Алексеева, Бернштам, Боннэр (жена Сахарова), Гинзбург, Григоренко (отставной генерал), Корчак, Ланда, Марченко, Орлов, Рубин, Щаранский, Слепак, Мейман, Мнюх, Каллистратова, Некипелов, Осипова, Поликанов, Ярым-Агаев, Ковалев, Терновский и Серебров, как и то, что «Хельсинская группа» была создана для ускорения рассмотрения в СССР вопроса о выезде евреев в Израиль. Впоследствии, к группе москвичей присоединились украинцы Оксана Мешко, Николай Руденко, Олесь Бердник, Левко Лукьяненко, Нина Строката-Карванская,  Мирослав Маринович,  Николай Матусевич, Олекса Тихий и Иван Кандыба. Поэтому хотел бы сказать, что Украинский союз «Хельсинская группа» была, но задачи она ставила перед собой (имеется ввиду, первый ее период) немного другие. Ну а активизация группы в Украине произошла еще при одном Сергеевиче, т.е. при Горбачеве.
А сегодня Украинский Хельсинский союз по правам человека уже твердо занял свою «нишу в стеллаже» решений по борьбе за права человека, как  в Украине, так и за ее пределами.
Работая в условиях вечной мерзлоты 
Но не только событиями такого мрачного плана была ознаменована целая эпоха из двух десятилетий. Были и свершения, причем, какие – от БАМа до газопровода «Дружба». И в эти же дни, точнее десятилетия, начинается новая волна массового переселения украинцев в Сибирь и на Дальний Восток, такой себе своеобразный «Зеленый Клин – 2». Сегодня молодое поколение мало, что знает о БАМе, а для вчерашних комсомольцев эта стройка действительно стала стройкой века, к которой причастно и немало украинских парней и девушек.
               Да это их судьба, но и она очень сильно повлияла                      Сегодня, практически в каждом областном центре Украины 
И если увидишь на груди у сегодняшнего молодого дедушки или бабушки медаль «За БАМ», не ленись, поклонись, ведь они тоже совершили подвиг. 
Со времен Великой Отечественной 
Работая в условиях вечной мерзлоты, живя во времянках, кормя миллиардное полчище комаров, они не только выстояли, но и построили БАМ. Есть и другая точка зрения, касательно того, кто строил и зачем строил. Но суть не в этом, а в том, что в те года молодежи было куда ехать и было чем заниматься.
Вторая половина семидесятых со всей очевидностью показала, что назрела необходимость, все-таки, отойти от прошлого, в т.ч. и от «конституционных постулатов» 1936-го. Сначала 1977-й, а затем и 1978-й годы внесли некоторые изменения в общественное устройство после принятия союзной и республиканской Конституций,  но общее развитие общества оставалось, в целом, на прежнем уровне. Ругая «загнивающий» капитализм, каждый советский человек мечтал о товаре «оттуда», или о поездке «туда». Страна, а с ней Украина, как и ее народы, спокойно, тихо, а временами и «застойно-застольно» шла к финишной прямой. Но, как известно из спортивных репортажей, на финишной прямой всегда делается «рывок». И этим страшным «рывком ускорения конца» стало не менее страшное слово «Афган».
Сегодня сложно давать оценку необходимости ввода войск в далеко не однозначную страну или просто организации контроля над ее районами. Известно лишь то, что решение принималось на самом высшем уровне власти. И решение это привело к тысячам погибших, точнее пятнадцати тысячам, более трех из которых, из Украины.
Если кто забыл или не знает 

         Да это их судьба, но и она очень сильно повлияла на весь дальнейший ход развития Союза и республик.

 Брежнев Л.И. - ноябрь 1982-го.        Андропов Ю.В. - февраль 1984-го.
Сегодня, практически в каждом областном центре Украины стоят памятники афганцам, т.е. воинам-интернационалистам, не говоря уже о памятниках на могилах погибших воинов. Некоторые «спецы от истории» приводят цифры потерь наших солдат и офицеров и сравнивают их с количеством погибших в ДТП, на пожарах, от несчастных случаев и т.д. и делают это лишь с той целью, чтобы показать, что мол, ничего страшного, и на гражданке гибнут больше. Но не учитывают эти «друзья народа», что через «Афган» прошло более полумиллиона человек, которые, возвратившись домой, превратились в новую ячейку общества – борцов за справедливость, борцов против взяточничества и коррупции, борцов за честь своей семьи. Плюс к этому, пренебрежительное отношение к ветеранам, а особенно, инвалидам, грубость в ответ на их законные просьбы, и все это в сравнении с тем, что руководство страны, к сожалению, ушло от проблем своего народа.
Черненко К.У. - март 1985-го.
Со времен Великой Отечественной не приходили в дом похоронки (не считая гибели линкора «Новороссийск» 1955-го и   Венгерских событий 1956-го), не было более того накала, который сопровождает людское горе, а события «афганской десятилетки» стали катализатором противостояние общества и верхушки. Случилось то, что случилось в 1905-м после бесславно проигранной битвы с Японией, переросшей в первую русскую революцию. Случилось это и в восьмидесятых. Страна отмечала юбилей, в общем-то, заслуженного человека, но на этом фоне, кроме радости за «дорогого Леонида Ильича» возникали вопросы, за что им льготы, а нам хлопоты, за что им пайки, а нам, талоны (хотя сравнивать льготы руководителей того периода и сегодняшнего, просто некорректно). Тем не менее, на том промежутке исторической эпохи, это был серьезный знак низов к верхам, суть которого была в том, что, как в одной песне Барыкина «мы хотим сегодня, мы хотим сейчас». Но, что могли сделать «кремлевские старцы», когда их самих уже ждал «мир вечной памяти».
Одним из немногих руководителей эпохи Брежнева         
Если кто забыл или не знает, то хочу напомнить события середины восьмидесятых – подтверждением чего является фотография самой обычной очереди.
Люди старшего поколения не зря называли первые пять лет восьмидесятых «пятилеткой траура». Судите сами, как началось в 1982-м, так и продолжалось до марта 1985-го.
А вчерашние соперники, но товарищи по партии 

Брежнев Л.И. - ноябрь 1982-го.

10 ноября 1982 года «Эпоха Прежняя» или в нормальном звучании, эпоха Брежнева закончилась, а пост Генерального Секретаря ЦК КПСС 12 ноября 1982 года занял бывший Председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов. Но судьбой ему было отпущено всего лишь 15 месяцев правления, причем половину этого срока он руководил страной из Кремлевской больницы. Нет, Андропов вовсе не собирался коренным образом перестраивать всю политическую систему страны - он хотел всего лишь административными, а зачастую и просто репрессивными мерами «навести порядок» в советской политике и экономике. Началась невидимая борьба кланов Андропова и Брежнева, КГБ и МВД. Так, в течение практически всего 1983 года происходила активная замена брежневских ставленников на верных Андропову людей, и за этот небольшой временной период была обновлена почти треть всех секретарей обкомов КПСС и министров. Но главное, чем запомнилось это 15-месячное правление бывшего шефа КГБ, так это - откровенно попирающие права человека массовые облавы среди бела дня на советских граждан в магазинах, кинотеатрах, аэропортах, ресторанах, банях и других публичных местах, с целью выявления и привлечения к ответственности нарушителей порядка и трудовой социалистической дисциплины. И следует заметить, что желающих вспомнить сталинские времена оказалось немало, а этот общий реакционный настрой быстро подхватили начальники на местах и распространили его на все сферы жизни государства.  Особенно уродливые формы эта кампания по наведению порядка приобрела на окраинах, где палку, зачастую, перегибали, и стараясь перевыполнить «план», как это было принято в системе, отчитывались внушительными цифрами разоблаченных прогульщиков, лодырей и тунеядцев. Но старое заблуждение большевиков, которого придерживался и Андропов, что достаточно без серьезной перестройки базисных экономических основ государства просто навести порядок на местах, провести чистку в партии, укрепить трудовую дисциплину на производстве и в органах управления, поставить на руководящие должности побольше людей из рабочей среды, и все будет хорошо и все остальные проблемы сами собой решатся - не принесло, да и не могло принести ожидаемых результатов. Ю.В. Андропов умер 9 февраля 1984 года через 15 месяцев после прихода к власти, так и не успев совершить ничего действительно значительного. Советские люди не так уж много знали об Андропове, когда он был главой КГБ, и за время его пребывания на посту главы государства представления о нем не намного расширились. Именно поэтому общие оценки его деятельности и личности остаются весьма различными и подчас прямо противоположными. Ну, а на смену ему пришел Константин Устинович Черненко, который в тот момент внешне выглядел еще хуже, чем Брежнев накануне своей смерти. Идеолог Черненко сразу же начал активно бороться с «чуждым буржуазным образом жизни» и инициировал массовые гонения на рок-музыку и музыкантов. Порочная практика всевозможных запретов и цензуры вновь расцвела пышным цветом.

А вчерашние соперники, но товарищи по партии

Андропов Ю.В. - февраль 1984-го.
1

Черненко К.У. - март 1985-го.

 Все эти кратковременные эпохи лидеров прежней эпохи также очень сильно повлияли на народ, а на Украину, в частности. Знаменитое «Лебединое озеро» вкупе с очередным некрологом вызывало у людей вполне закономерный вопрос – кто следующий (в прямом и переносном смысле). Назревал общественно-политический кризис.
Наступил март 1985-го, а с ним и «горбачевская перестройка», которая, поначалу настолько обрадовала людей, что «жить стало лучше, жить стало веселее».
2 
 Одним из немногих руководителей эпохи Брежнева, оставался первый секретарь ЦК КПУ Владимир Васильевич Щербицкий.
3
А вчерашние соперники, но товарищи по партии, Шелест и Щербицкий нашли свое упокоение на Байковом кладбище Киева. Один увидел распад Советского Союза, другой – нет.
4      5
Обращаем Ваше внимание, что мнение редакции портала UKRAINE-IN может не совпадать с мнением авторов. На портале размещены статьи историков из разных стран, которые могут по-разному интерпретировать события. Также просим Вас воздержаться от агрессивных и нецензурных комментариев.
Комментарии:
blog comments powered by Disqus

Все статьи