Ukrainian lands under the reign of Great Lithuanian princedom and Polish-Lithuanian Commonwealth

As it was already earlier noted, the period of Catholicism imposition on Ukrainian population and inculcation of polonisation through nobility of Ukrainian seigniorial layer had begun since the times of Krevsky union. However, it is not necessary to forget about Lithuanian period, rather influential for the Ukrainian earths, i.e. the period of possession of the part of Ukraine (considerable part) by the Great Lithuanian princedom. Some words about it, i.e. the period of «before Krevsky union» time.
ytutu
The borders of the Great Lithuanian princedom impress ...
From 1236 till 1263 there was rather historical event when the Lithuanian ethnic earths were united and the state with the same name was founded. In 1253, «the leader of all Lithuanians» Mindgaus, being expressed in modern language, for the reasons of political expediency, accepted Christianity and received a crown from Pope's hands and in the day of his crowning - on June, 6th, today it is the national holiday in Lithuania though the given day has also the most direct relation for Ukraine. And in the forties of fourteenth century, during the board of Algerdas-Olgerd, it was proclaimed, that «all Russia should simply belong to Lithuanians», and they, i.e. the Lithuanian leaders, having shown annexation miracles, stepped into the Ukrainian earths. Having taken the bigger half of former Kiev Russia, and having crushed the Tataro-Mongolian army in the fight on the river Sinie Vody in autumn of 1362, Lithuanians provided stability to the new state and protected it from external encroachments for some time. The great Lithuanian princedom became the greatest in Europe. And it was so at the expense of territories of «not Lithuanian origin».
But there is one more aspect, I would tell, the most important in this event when before eighteen years prior to the epoch-making Kulikovsky fight the army of the grand duke Lithuanian Olgerd, strengthened by Ryazan, Tver and Moscow princedoms, had crushed three Horde khans on Sinie Vody. That defeat, as modern historians consider, had the most fatal consequences for Golden Horde. The invincible Golden Horde had been dealed a blow, equal to Stalingrad on the importance of events of the last century. And that place, «Stalingrad of fourteenth century» was the river bank of Sinyuha around village Torgovitsa in Kirovograd region, where in autumn of the same 1362, Olgerd's army put a hard blow to the horde. It was the end of Golden Horde Yoke. By the way, Kirovograd region is offended by historians today, at least because the most significant «fights on waters», occurred there ...

uryutyu

But there is also another version, saying that the well-known fight of the grand duke Lithuanian Olgerd with Tatars occurred not in the present Kirovograd region on Sinie Vody, that on the river Sinyuha, but on the territory of present city Khmelnik on Podolia, at the river Snivoda flowing on the border of Kiev region, Volhynia and Podolia. By the way, many military historians who investigate military aspects of our general history are interested at the fight on Sinie Vody, about which, unfortunately, there is little information. At that time, that fight had essential influence on historical events, as its result was the sharp indulgence of political influence of Golden Horde on the earth of former Kiev Russia and joining of Kyiv region, Pereyaslav region and Podolia to the Great Lithuanian princedom. But, anyway, the fight took place and as military historians justify, «in our advantage».
From the moment of already known Krevsky union, which confederatively fixed neogenic state of the Great Lithuanian princedom and Kingdoms of Poland, on the world maps there was a state which entered the history, thanking to northern and southern terminations as the territory «from sea to the sea», today is used by a number of historians of our western neighbour in the argument of "southern vector of borders». But, speaking about a southern direction, it is necessary not to forget about Teutonic award - northwest, formidable opponent.
It is necessary to return to history again. Dynastic Krevsky union strengthened Poland and Lithuania positions in opposition with the Teutonic award which, logically, splashed out in the well-known Gryunvaldsky battle.
ytur
It is a picture reproduction of «Gryunvaldsky fight». There are Teutonic banners, Polish Benders, but Ukrainian and Russian banners, are not seen ...
In 1410, according to the numerous researches, the connected army of Poland and Lithuania inflicted defeat over the Teutonic award in Gryunvaldsky fight (Teutonic award was definitely liquidated in 1466). But, there is another but. It is necessary not to forget that «connected army of Poland and Lithuania» included, as actually Polish and Lithuanian regiments, khorugvs (separate groups of active armed forces), consisting of soldiers of «Podolia and Galicia earths», and also Grodno, Kovensky, Lidsky, Smolensk, Mstislavsky, Orshansky, Polotsk, Vitebsk, Kiyiv, Pinsky, Novgorod, Brest, Volkovysky, Drogichinsky, Melnitsky, Kremenetsky and Starodubsky khorugvs. And it is absolutely another diplomatical landscape, showing a special role of Russian, Belarus and Ukrainian soldiers in the decision of problems of the given fight.
On the one hand, that «fight of people» (though, in due course, those «fights of people», were uncountable), rallied the Slavic people and friendly armies. On the other hand that fight divided them into obvious winners and, those, who adjoined to them. In my opinion, purely Ukrainian khorugvs were unfairly related to the number of last ones. Plus that fight, to be more exact its results seriously loosened federal device of Polish-Lithuanian state. And, as result, the «courtesies exchange» began, as so who was the main winner, and it ended by active opposition in which Ukrainians were less protected than anybody. Relations of the Lithuanian nobility with Ukrainian szlachta worsened. The territories promised after Gryunvaldsky fight in the autonomous control by Ukrainian szlachta, didn't receive its status. On the contrary as an example in 1452 Volhynia was occupied by the Lithuanian armies and transformed into the usual province (voivodeship) under the control of Grand duke's deputy. In 1471, Kyiv with adjoining territories comprehended similar destiny. Position of Ukrainian earths, from Galicia to Podneprovye, became more and more uncertain. On the boundary of fifteenth-sixteenth centuries it was clear, that the decline of Great princedom Lithuanian was inconvertible. In 1522 Moscow princedom «under the consent of the parties» annexed Chernigov and adjoining earths to the northeast of Ukraine. In 1562-1570 crisis of the Great Lithuanian princedom reached tops when Lithuania was involved in new Livonsky war with Moscow kingdom. Exhausted by military expenses and threat of Moscow intrusion, Lithuanians were compelled to address to Poland for the help. Poles were ready to give it, but for the payment. Their main condition was association of Poland and Lithuania in one political united body, which had been connected by the general monarch till then, whose power was far not absolute. And that payment wasn't good for the Ukrainian people who, living on their earths, but not in territorial space of Lithuania, were sold, in direct and figurative sense, to the new owner - Poland.
jhkyuky
The status of the Great Lithuanian Princedom, 1529. The Slavic font of Cyril and Mefodiy language had been still used.
It's no wonder, because affirming on Russian earths; Lithuanian princes aspired to provide support and authority among local population in any possible way. They faithfully concerned local traditions and customs, and even partially adopted culture of Russia. Records management was conducted mainly in the language which was generated in the days of Kiev Russia; there were local officials on many important posts. That fact also testifies about considerable cultural influence, that the majority of Lithuanian princes and those who held power accepted orthodox belief.
But it was already in the past. Poland-Lithuania opposition led to reorientation of the east Slavic nobility. Interest of Ukrainian, Belarus and Lithuanian szlachta in the Polish model of statehood with the political rights and class privileges for szlachta led not to federation, but to polonisation consolidation on all space. The lost of considerable territories by the Great princedom Lithuanian during Livonsky war, economy destruction, death of people which threatened with full absorption by Moskovia, led to the day that on July, 1st 1569 Seym passed the decision about union of two states - the Great Lithuanian princedom and Poland. The new state was named as Polish-Lithuanian Commonwealth (literal translation from Polish - Republic of both people). The uniform king, who was crowned in Krakow as the Polish king and the grand duke Lithuanian, ruled the new state, and also the general Seym and senate, which skeleton consisted of Poles. After Lublin union Podlyashye, Volhynia, Bratslavschina (East Podolia) and Kyiv area in which structure there were already Galichina and the Western Podolia went to Poland. The administrative-territorial device of the Polish sample was established on Ukrainian earths which departed to Polish-Lithuanian Commonwealth. In Polish-Lithuanian Commonwealth there were six voivodeship on Ukrainian earths: Russian (with the centre in Lviv); Belzskoe (Belz); Podolsk (Kamenets); Volynsk (Lutsk); Bratslavsky (Bratslav) and Kyiv (Kyiv).
Consequences of Lublin union were that the Polish magnates and szlachta received the big possibilities for the Ukrainian earth's assignment, ruthless operation of peasants, petty bourgeoisies and spiritual enslavement of the Ukrainian people. The problems of belief and language got the special sharpness after Lublin union. Catholic Church aspired to increase supporters' amount. Therefore in Ukraine Jesuit schools and collegiums were established. They promoted educational development: many Ukrainians had an opportunity to study at the West European universities. However renunciation from the native language and parental belief became frequent payment for erudition. As in the middle of the sixteenth century representatives of the lower class had the limited possibilities for education, szlachta polonisation meant loss of the Ukrainian power, capable to head struggle for statehood restoration.

uykyuk

Here whence the term «from sea to the sea» came from
Throughout two centuries Polish-Lithuanian Commonwealth was one of the largest states of Central and the Western Europe. The annals testify that in 1569 its territory reached the maximum area, it occupied almost one million square kilometers. The population varied in different years from six to fifteen millions people, whose ethnic structure was made by: Poles - 40 %, Ruthenians - 20 %, Lithuanians - 15 %, Germans - 10 %, Jews - 5 %, Samogitians (Estonians) - 3 %, Latvians - 3 % and others - 4 %.
ytutyu
The Crimean Khanate, together with Nogai Khanate changed historical interpretation of Polish-Lithuanian Commonwealth borders «from sea to the sea».
The religion and culture became a special theme. Having got under the power of Great Lithuanian princedom, Ukrainians had all bases for optimism concerning own church. The Lithuanian nobility gradually adopted the orthodox belief from the citizens, which had showed the sample of high culture since the times of Kiev Russia. Not casually, that in 1458 grand Lithuanian dukes revived metropolitan country in Kyiv. But, adhering to the practice of that time, grand dukes, and further Polish kings, took the protection right away that was an opportunity to appoint orthodox bishops and even the metropolitan. Such innovation quickly loosened the way of life of Orthodox Church. The corruption generated by disdain of the secular power was even more pernicious. From time to time priests behaved so shamefully, that contemporaries complained, as if it was possible to meet only «human garbage» among them that would more likely go to the tavern, than to the church (annalists testified that exactly Poland selected «such cadres»). In due course under such circumstances cultural influence of Orthodoxy became limited enough.
There was also one more reason. The gain of Constantinople by Turks in 1453 deepened intellectual and cultural stagnation of Orthodoxy in Ukraine and deprived Orthodox Church of an enthusiastic example. And during the same time the Polish society experienced the period of cultural blossoming.
The relative religious tolerance was inherent to Polish-Lithuanian Commonwealth, unlike the majority of European countries where struggle against heterodoxy was developed. Nevertheless, it was not observed special tolerance to Orthodoxy. On the basis of it, Orthodoxy could accept some kind of cultural challenge of Polish Catholicism. Competing with the spiritual opponent (instead of the enemy, according to some historians) by its methods, small group of Ukrainian orthodox magnates and szlachta established orthodox schools and printing houses in their land plots. So, in 1568 in Lviv Grigory Hodkevich gave the haven to printer Ivan Fedorov in his manor (where there was a first Russian printing house). «Not crowned king of Ukraine» - prince Konstantin Ostrozhsky, one of the richest and mightiest magnates of Polish-Lithuanian Commonwealth was the greatest conventional patron of Orthodox Church. Thanks to such educational work in the cities where Ukrainians made oppressed, but closely rallied minority, there were new advocates of Orthodoxy. Unlike the singles, similar the Ostrozhsky, holding the power, there were groups of petty bourgeoisies which united in the so-called brotherhoods. Brotherhoods won respect and popularity, caring about widows and orphans of their dead associates, supporting hospitals and giving interest-free loans to the members. In the middle of the same sixteenth century, brotherhoods in Kyiv and Lviv were the major and the most influential. They exemplified other brotherhoods which arose in Galich, Rogatyn, Striy, Yaroslav, Kholm, Lutsk and Bratslav.
At the same time Catholic archiepiscopate was founded in Lviv. Monasteries, of especially Franciscan and Dominican awards started to appear in Ukraine. They "served" Catholic population which number quickly grew. It was Polish, German, Czech and Hungarian szlachta which received the earths in Galicia, and also German townspeople invited by the Polish monarchs for assistance in cities development. Many Galitsky boyars and simple people adopted belief of Polish szlachta. Since the middle of fifteenth century, after Galicia reorganization in Russian voivodeship, i.e. Polish kingdom province, and Latin introduction as an official language, there had been so little that reminded of power and greatness of those earths during princely times of Kiev Russia.
All sixteenth and first third of seventeenth century was «a gold epoch» of Polish-Lithuanian Commonwealth, which was being respected and afraid of. At the same time Catholic archiepiscopate was founded in Lviv. Monasteries, of especially Franciscan and Dominican awards started to appear in Ukraine. They "served" Catholic population which number quickly grew. It was Polish, German, Czech and Hungarian szlachta which received the earths in Galicia, and also German townspeople invited by the Polish monarchs for assistance in cities development. Many Galitsky boyars, and simple people adopted belief of Polish szlachta. Since the middle of fifteenth century, after Galicia reorganization in Russian voivodeship, i.e. Polish kingdom province, and Latin introduction as an official language, there had been so little that reminded of power and greatness of those earths during princely times of Kiev Russia.
All sixteenth and first third of seventeenth century was «a gold epoch» of Polish-Lithuanian Commonwealth, which was being respected and afraid of.
uiykyk
Polish szlachta was accepted with respect and servility in Istanbul, yesterday's Constantinople.
But, already in the middle of seventeenth century, Polish-Lithuanian Commonwealth entered into the most severe political crisis connected, as with the revolt of Ukrainian people, so with the Swedish intrusion into the Poland, and long war with the Russian state. Political events deepened the features of stagnation and decline, found out in the economy of Poland already from the beginning of that century. One of the decline reasons was numerous revolts of Ukrainian people. And that is so, without participation of "supervising role" of szlachta which, to troubles of the people, excuse me for the expression, «spited", as well as the Polish szlachta. Corvee, quitrents, requisitions, robbery etc., became usual norms of "dialogue" with the Ukrainian people. During Polish-Lithuanian Commonwealth period there was a term "cattle", which related to the Ukrainian peasant. Sirs' duty was also added to that list that in the literal translation means guilty (i.e. Obliged, and all ...). But duties of peasants were not limited to processing of the lords' earth. They should do other various works for the sirs without any compensation and without account on: underwater duty and estate protection, repair of roads, emergency works during the summer harvest season, work on sir's kitchen garden etc. Both natural quitrents, and money tax remained.
Besides the duties in favour of the landowner the main weight of the state taxes laid down on the peasant. Their ruin and decline was a consequence of ruthless operation of country economy. Land-poor and landless Ukrainian peasants (but not Polish) increased, they compelled to employ in farm laborers under the heaviest conditions. Wars, epidemic and the hunger-strikes which became rather frequent in the middle of seventeenth century worsened position of peasants. There was serfdom (much earlier, than in the Russian state). The boundless power of sirs (own and aliens) over their "citizens" proved to be true by many Seym decisions. Feudal lords sold or presented their serfs, disposed of their inheritance, had the unlimited judicial power over them. At the beginning of eighteenth century, sirs (as own so aliens) possessed the so-called sword right (i.e. the right of life and death in relation to their bondmen), the right of the first night (i.e. the right of the bondmen first marriage night with the bride) and so on. Peasants protected by all means against sirs' oppression. They ran from the sirs, refused to carry out duties, and killed the oppressors. In spite of the fact that szlachta had a strong enforcement machinery, peasants' revolts often flashed.
First of all, the falling of Polish-Lithuanian Commonwealth and the views on Ukrainian statehood creation began with peasant wars of Ukrainians against panschina. There came an era of Cossack wars and Great Bohdan Khmelnitskiy.
k,lkluk
One of the most truthful Polish directors presented these events by the brightest manner in the picture «By fire and sword». Shortly and clearly ...

tryreyry

Map from the German historical atlas «Russian lands in Europe, 1300-1796».

 

Обращаем Ваше внимание, что мнение редакции портала UKRAINE-IN может не совпадать с мнением авторов. На портале размещены статьи историков из разных стран, которые могут по-разному интерпретировать события. Также просим Вас воздержаться от агрессивных и нецензурных комментариев.
Comments:
blog comments powered by Disqus

All articles

Земли Украины под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой

Как уже ранее было отмечено, со времен Кревской унии начался период католизации украинского населения и привития полонизма через «шляхетность»  украинской боярской прослойки.
Однако, не стоит забывать о весьма влиятельном для украинских земель литовского периода, т.е. периода владения частью Украины (причем значительной) Великого княжества Литовского. Несколько слов об этом, т.е. «докревскоуниатском» периоде.
ytutu
Границы Великого княжества Литовского впечатляют…
С 1236-го по 1263-й годы произошло весьма историческое событие, когда были объединены литовские этнические земли и основано одноименное государство. В 1253-м, «вождь всех литовцев» Миндаугас, выражаясь современным языком, по соображениям политической целесообразности, принял христианство и получил корону из рук Папы Римского, а день его коронации - 6 июня, сегодня является национальным праздником в Литве, хотя и для Украины, данный день также имеет самое непосредственное отношение. А в 40-х годах четырнадцатого века, во время правления  Альгердаса-Ольгерда, было провозглашено, что «вся Русь просто должна принадлежать литовцам», и они, т.е. литовские вожди, проявив чудеса аннексии, ступили на украинские земли. Завладев большей  половиной территории бывшей Киевской Руси, и разгромив осенью 1362-го года татаро-монгольское войско в битве на реке Синие Воды, литовцы обеспечили новому государству стабильность и на некоторое время оградили от внешних посягательств. Великое княжество Литовское стало самым большим в Европе. И это так было, вот только за счет территорий, явно «нелитовского происхождения».
Но был в этом  событии и еще один аспект, я бы сказал, самый важный, когда еще за восемнадцать лет до эпохальной Куликовской битвы войско великого князя литовского Ольгерда, усиленное русичами княжеств Рязанского, Тверского и Московского,  разгромило на «Синих Водах» трех ордынских ханов. Это поражение, считают современные историки  и по праву, имело для Золотой Орды самые пагубные последствия. Непобедимой Золотой Орде был нанесен удар, равный по значимости в реалиях событий прошлого века, как Сталинграду. И местом этим, «Сталинградом четырнадцатого века», где осенью все того же 1362-го года войско Ольгерда нанесло орде тяжелый удар, был, берег реки Синюхи в районе села Торговица на Кировоградщине. Это было начало конца Золоордынского Ига. Кстати говоря, Кировоградщина сегодня незаслуженно обижена историками, хотя бы потому, что самые значимые «битвы на водах», происходили именно там…
uryutyu

Но есть еще и другая версия, гласящая о том, что знаменитая битва великого князя литовского Ольгерда с татарами происходила не в нынешней Кировоградской области на Синих Водах, что на реке Синюха, а в районе нынещнего города Хмельник на Подолье, у реки Снивода, протекающей на границе Киевской области, Волыни и Подолья. Кстати сказать, что многих военных историков, которые исследуют военные аспекты нашей общей истории, интересует битва на Синих Водах, о которой, к сожалению, на сегодняшний день известно сравнительно достаточно мало. В то же время, эта битва имела достаточно существенное влияние на тогдашние исторические события, поскольку ее результатом стало резкое послабление политического влияния Золотой Орды на земле прежней Киевской Руси и присоединение к Большому княжеству Литовскому Киевщины, Переяславщины и Подолья. Но, как бы там ни было, битва состоялась и, как говорят военные историки, «в нашу пользу».
С момента уже известной Кревской унии, конфедеративно закрепившей новообразованное государство Великого княжества Литовского и Королевства Польша, на картах мира появилось государство, вошедшее, благодаря, своим северным и южным окончаниям в историю, как территория «от можа до можа», что и сегодня используется рядом историков нашего западного соседа в аргументации «южного вектора границ».  Но, говоря о южном направлении, не стоило забывать и о северо-западном, а именно, грозном противнике, коим был Тевтонский орден.
Следует вновь вернуться в историю. Династическая Кревская уния усилила позиции Польши и Литвы  в противостоянии с Тевтонским орденом, которое, логично, выплеснулось в знаменитое  Грюнвальдское сражение.
ytur
Репродукция картины «Грюнвальдская битва». Есть стяги тевтонские, есть Бендеры польские, а вот хоругвь украинских и русских, не видать… 
В 1410-м году, согласно многочисленным исследованиям, соединенное войско Польши и Литвы нанесли поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве (окончательно Тевтонский орден был ликвидирован в 1466 году). Но, опять же, но. Не стоит забывать о том, что термин «соединенное войско Польши и Литвы» включало в себя, как собственно польские и литовские полки, но и хоругви (отдельные отряды регулярных войск), состоящие из воинов   «земли Подольской, земли Галицкой», а также Гродненскую, Ковенскую, Лидскую, Смоленскую, Мстиславскую, Оршанскую, Полоцкую, Витебскую, Киевскую, Пинскую, Новгородскую, Брестскую, Волковыскую, Дрогичинскую, Мельницкую, Кременецкую и Стародубскую хоругви. А это уже, совсем другой расклад сил, показывающий  особую роль русских, белорусских и украинских воинов в решении задач данной битвы.
С одной стороны, эта «битва народов» (хотя, со временем, их, этих «битв народов», было столько, что и не пересчитать), сплотила славянские народы и дружественные войска. С другой – разделила на явных победителей и, примкнувших к ним. К числу последних, по моему мнению, несправедливо были отнесены чисто украинские хоругви. Плюс ко всему, эта битва, точнее ее результаты, серьезно расшатали основы федеративного устройства Польско-Литовского государства. И, как результат его, начался сначала «обмен любезностями», типа, кто главный победитель, а закончилось все это  активным противостоянием, в котором, менее всего защищенными, оказались, как раз, украинцы.  Ухудшились отношения литовской знати с украинской шляхтой. Территории, обещанные после Грюнвальдской битвы в автономное управление украинской шляхтой, не получили своего статуса. Скорее наоборот, как пример, в 1452-м Волынь была оккупирована литовскими войсками и превращена в обычную провинцию (воеводство) под управлением наместника Великого князя. В 1471-м подобная судьба постигла и Киев с прилегающими территориями. Положение украинских земель, от Галиции до Поднепровья, становилось все более неуверенным. На рубеже пятнадцатого-шестнадцатого веков стало понятным, что упадок Великого княжества Литовского неотвратим. В 1522-м Московское княжество «по согласию сторон» аннексировало  Чернигов и прилегающие к нему земли на северо-востоке Украины. В 1562-1570 годах кризис Великого княжества Литовского достиг вершины, когда Литва втянулась в новую Ливонскую войну с Московским царством. Истощенные военными расходами и очутившись перед угрозой московского вторжения, литовцы были вынуждены обратиться к Польше за помощью. Поляки готовы были ее предоставить, но за плату. Теперь главным их условием было объединение в одно политическое целое Польши с Литвы, которых до сих пор связывал общий монарх, власть которого была далеко не абсолютной. И плата эта была не на пользу украинского народа, который, проживая на своих землях, но в территориальном пространстве Литвы, был продан, в прямом и переносном смысле, новому хозяину – Польше.
jhkyuky
Статус Великого Княжества Литовского, 1529 год. Еще используется  славянский шрифт и язык Кирилла и Мефодия.
И это неудивительно, ведь утверждаясь на русских землях, литовские князья всячески стремились обеспечить себе поддержку и авторитет среди местного населения. Они с уважением относились к местным традициям и обычаям, а частично даже перенимали культуру Руси. Делопроизводство велось преимущественно на языке, который сформировался во времена Киевской Руси, на многих важных должностях оставались местные чиновники. О значительном культурном влиянии свидетельствует также тот факт, что большинство литовских князей и власть предержащих принимали православную веру.
Но это было уже в прошлом. Противостояние Польша-Литва привело к переориентированию восточнославянской знати. Заинтересованность украинской, белорусской и литовской шляхты в польской модели государственности с присущими ей политическими правами и сословными привилегиями для шляхты привело не к федерации, а к консолидации полонизма на все пространстве.  Потеря Великим княжеством Литовским в ходе Ливонской войны значительных территорий, разрушения хозяйства, человеческие жертвы, которые угрожали полным поглощением Московией, привело к тому, что 1 июля 1569 сейм вынес решение об унии двух государств - Великого княжества Литовского и Польши. Новое государство назвали Речью Посполитой (как дословный перевод с польского – Республика обоих народов, Польши и Литвы, без указания иных). Новой государственной структурой руководил единый король, коронованный в Кракове как польский король и великий князь литовский, а также общий сейм и сенат, костяк которого, составляли поляки. Ну а после Люблинской унии к Польше отошли Подляшье, Волынь, Брацлавщина (Восточное Подолье) и Киевщина, в составе которой уже находились Галичина и Западное Подолье. На украинских землях, которые отошли к Речи Посполитой, вводился административно-территориальное устройство по польскому образцу. В Речи Посполитой на украинских землях стало шесть воеводств: Русское (с центром во Львове); Белзское (Белз); Подольское (Каменец); Волынское (Луцк); Брацлавское (Брацлав) и Киевское (Киев).
Последствия Люблинской унии были в том, что польские магнаты и шляхта получили большие возможности для присвоения украинских земель, беспощадной эксплуатации крестьян и мещан и духовного порабощения украинского народа. Особую остроту после Люблинской унии приобрели проблемы веры и языка. Католическая церковь стремилась увеличить количество своих сторонников. Поэтому на Украине учреждались иезуитские школы и коллегиума. Они способствовали распространению образования: многие украинцы получили возможность учиться в западноевропейских университетах. Однако платой за образованность часто становилось отречение от родного языка и родительской веры. Так как в середине шестнадцатого века представители низших слоев имели ограниченные возможности для образования, ополячивания шляхты означало потерю Украиной силы, способной возглавить борьбу за восстановление государственности.  

uykyuk

Вот откуда и взялся термин «от можа до можа», т.е. от моря до моря…

На протяжении двух веков Речь Посполитая была одним из крупнейших государств Центральной и Западной Европы. Летопись свидетельствует, что в  1569 году  ее территория достигла максимальной площади, почти миллион квадратных километров. Численность населения варьировалась в разные годы от  шести до пятнадцати миллионов человек, этнический состав которого составляли: поляки - 40%, русины - 20%, литвины - 15 %, немцы - 10 %, евреи - 5 %, жемайты (эстонцы) - 3%, латыши - 3%, остальные - 4 %.

ytutyu
Крымское ханство, вкупе с ногайским, изменило историческое трактование границ Речи Посполитой «от можа до можа».
Особой темой стала тема религии и культуры. Попав под власть Великого княжества Литовского, украинцы имели все основания для оптимизма относительно собственной церкви. Литовская знать постепенно перенимала от своих подданных православную веру, которая еще со времен Киевской Руси являла собой образец высокой культуры. Неслучайно, что  в 1458 году великие князья литовские возродили митрополию в Киеве. Но, придерживаясь тогдашней практики, великие князья, а в дальнейшем и короли польские, забрали себе право покровительства, то есть возможность назначать православных епископов и даже самого митрополита. Такое нововведение быстро расшатало уклад православной церкви. Еще более губительной была коррупция, порождаемая пренебрежительностью светской власти. Священники вели себя временами так позорно, что современники жаловались, будто среди них можно было встретить лишь «человеческие отбросы», которые скорее пойдут в трактир, чем в церковь (летописцы свидетельствовали, что именно Польша подбирала «такие кадры»). При таких условиях со временем культурное влияние православия стало достаточно ограниченным.
Была и еще одна причина. Завоевание турками Константинополя в 1453-м углубило интеллектуальный и культурный застой православия в Украине и лишило православную церковь вдохновляющего примера. А в это же время польское общество переживало период культурного расцвета. Речи Посполитой, в отличие от большинства европейских стран, где была развернута борьба с инакомыслием, была присуща относительная религиозная терпимость. Тем не менее, особой терпимости к православию, не наблюдалось. Исходя из этого, православие смогло принять своего рода культурный вызов польского католицизма. Соревнуясь с духовным противником (а не врагом, как утверждают некоторые историки) его же методами, небольшая группа украинских православных магнатов и шляхтичей учреждали в своих владениях православные школы и типографии. Так, в  1568 году в Львове Григорий Ходкевич предоставил пристанище в своем имении печатнику Ивану Федорову (где и была первая русская типография). Наибольшим общепризнанным покровителем православной церкви был «некоронованный король Украины» - князь Константин Острожский, один из самых богатых и самых могучих магнатов Речи Посполитой. Благодаря такой просветительской работе в городах, где украинцы составляли угнетаемое, но тесно сплоченное меньшинство, появились новые поборники православия. В отличие от одиночек, подобных власть предержащему Острожскому, это были группы мещан, которые объединялись в так называемые братства. Братства завоевали уважение и популярность, заботясь о вдовах и сиротах своих умерших сподвижников, поддерживая госпитали и предоставляя своим членам беспроцентные займы. В середине того же шестнадцатого века, важнейшими и самыми влиятельными были братства в Киеве и Львове. Они послужили примером для других братств, которые возникали в Галиче, Рогатине, Стрые, Ярославе, Холме, Луцке и Брацлаве.
В то же время, во Львове было основано католическое архиепископство. И на Украине начали появляться монастыри, особенно францисканского и доминиканского орденов. Они «обслуживали» католическое население, численность которого быстро росла. Это была польская, немецкая, чешская и венгерская шляхта, которая получила земли в Галичине, а также немецкие горожане, приглашенные польскими монархами для содействия развитию городов. И многие галицкие бояре, а с ними и люд простой, переняли веру польской шляхты. Начиная с середины пятнадцатого века, после реорганизации Галичины в Русское воеводство, то есть провинцию Польского королевства, и внедрения здесь латыни как официального языка, мало что в Галичине напоминало о могуществе и величии этих земель в княжеские времена Киевской Руси.
Практически весь шестнадцатый век и первая треть семнадцатого была «золотой эпохой» Речи Посполитой, государства, которое уважали и, которого боялись.
uiykyk
С уважением и подобострастием принимали польскую шляхту в Стамбуле, вчерашнем Константинополе.
Но, уже в середине семнадцатого века, Речь Посполитая вступила в полосу жесточайшего политического кризиса, связанного, как  с восстанием украинского народа, как со шведским вторжением в Польшу, так  и затяжной войной с Российским государством. Политические события углубили черты застоя и упадка, обнаружившиеся в экономике Польши уже с начала этого века. Одной из причин упадка, называется многочисленные восстания украинского народа. И это так, причем следует заметить, что без участия «руководящей роли» шляхты, которой, до бед своего народа, было, в принципе, извините за выражение «наплевать», как и польской шляхты. Барщина, а с ней оброки, поборы, грабеж и т.д., стали обычными нормами «общения» с украинским народом. Именно в период Речи Посполитой появился термин «быдло», применительно к украинскому крестьянину. К этому списку добавилась и панская повинность, что в дословном переводе означает повинен (т.е. обязан, и все…). Но повинности крестьян не ограничивались обработкой господской земли. Они должны были выполнять без всякого вознаграждения и не в счет барщины много других разнообразных работ для пана: подводную повинность и охрану поместья, ремонт дорог, экстренные работы во время летней страды, работы на панском огороде и т. д. Сохранялись и натуральные оброки, и денежный чинш. Сверх повинностей в пользу помещика на крестьянина ложилась главная тяжесть государственных налогов. Следствием беспощадной эксплуатации крестьянских хозяйств было их разорение и упадок. Увеличилось число малоземельных и безземельных украинских крестьян (но только не польских), вынужденных наниматься в батраки на крайне тяжелых для них условиях. Еще более ухудшали положение крестьян войны, эпидемии и голодовки, ставшие весьма частыми к середине семнадцатого века. Появилась крепостничество (причем значительно раньше, чем в Российском государстве). Безграничная власть панов (своих и чужих) над их «подданными» подтверждалась многими сеймовыми постановлениями. Феодалы продавали или дарили своих крепостных крестьян, распоряжались их наследством, имели над ними неограниченную судебную власть. До начала будущего, т.е. восемнадцатого века, паны (опять же, как свои, так и чужие) обладали так называемым правом меча (т. е. правом жизни и смерти по отношению к своим холопам), правом первой ночи (т.е. правом первого в брачной ночи своего холопа с нареченой) и т.д.. Против панского гнета крестьяне защищались всеми средствами. Они бежали от своих панов, отказывались выполнять повинности, убивали своих угнетателей. Несмотря на то, что шляхта располагала сильным аппаратом принуждения, часто вспыхивали крестьянские волнения.
В первую очередь, именно с крестьянских войн украинцев против панщины и началось падение Речи Посполитой, а с ней и виды на создание украинской государственности. Наступила эра казацких войн и Великого Богдана Хмельницкого.
k,lkluk
Один из наиболее правдивых режиссеров Польши эти события самым ярким образом представил в своей картине «Огнем и мечом». Коротко и ясно…

tryreyry

Карта из немецкого исторического атласа «Земли России в Европе, 1300-1796».

 

Обращаем Ваше внимание, что мнение редакции портала UKRAINE-IN может не совпадать с мнением авторов. На портале размещены статьи историков из разных стран, которые могут по-разному интерпретировать события. Также просим Вас воздержаться от агрессивных и нецензурных комментариев.
Комментарии:
blog comments powered by Disqus

Все статьи