Ukraine and its people on the way of democracy and independence

(April of 1985 and the so-called named «April theses» of Mikhail Sergeevich Gorbachev - on August, 24th 1991)
On March, 12th 1985 after the death of Chernenko under support of Gromyko, Ligachyov and other members of the Political bureau Mikhail Sergeevich Gorbachev was selected the secretary general of the Central Committee of the CPSU. In the prime of life, vigorous, charming, with lively wit, democratic, he was sharply allocated against the previous heads, therefore he was met with the big enthusiasm in the society. It is necessary to remind that Gorbachev came to the Political bureau in the last years of Antropov's life and at once joined the group of reformatory adjusted politicians. Soon Mikhail Sergeevich carried out the shifts in the top management, being released from the old personnel. Soon Gorbachev and his colleagues (Ligachyov, Yeltsin, Yakovlev, Shevardnadze, etc.) initiated the «socialism updating» which essence they saw in connection of socialism and democracy.
Ельцин и Горбачев на апрельском пленуме ЦК КПСС – друзья и соратники 
Yeltsin and Gorbachev on April plenum of the Central Committee of the CPSU - they were friends and colleagues.
In the early eighties the crisis in Soviet Union and in the union republics, including Ukraine, captured all spheres of life that affected the delay of economic development and led to the falling of standard of living of the population. In addition to these "troubles", "unsuccessful" (to put it mildly) Afghani war and Chernobyl accident definitively undermined the trust to the idea of the world socialism in general, and in Soviet Union, particularly. Therefore on April plenum of 1985 the course on the change of economic, social and foreign policy of the USSR was taken by the secretary general of the Central Committee of the CPSU Mikhail Gorbachev. The democratic revolution which, as always, began in the Russian Federation, promoted realization of the right to self-determination in the separate union republics, which aspired people to declaration of independence, both in the national-cultural plan, and administrative-political aspect.
Today nobody doesn't measure the life from one congress of the CPSU to another and will hardly remember, except historians and «specialists of party-political work» for what exactly June or July plenum of 80th became famous and also for what documents it was marked in our memory. But among this variety of sessions and meetings there is one event, which 25th anniversary will be celebrated in April, 2010. It is a question of one party plenum which took place in 1985, to be more exact on April, 23rd, which received the name «Gorbachev's April theses» and became the beginning of reorganization. Reorganization is the materialized concept, which entered the life of each Soviet person, as something like, the well-known, but something unattainable, as vodka bottle on the table or the orbital body in the space. That «reorganization thinking» entered our world with the name of «its parent», Mikhail Sergeevich Gorbachev.
Why to dissemble, in those days the Ukrainian people began to see clearly, and the society of Ukraine-Russia ripened. In the second half of 80th the new political and morally-psychological conditions were created, the aggravation of social and economic crisis in the society, deepening of crisis phenomena in the CPSU, and CPU, together with the appeared criticism of their activity influenced their formation; there were also such factors as possibility to express the dissatisfaction with explanations of reasons of Chernobyl accident, actions on liquidation of its consequences and difficult ecological and demographic republic conditions in terms of publicity, serious problems in the field of national policy, first of all falling of the Ukrainian language status among the Ukrainian intelligency, and aggravated attention to the «white stains» of the Ukrainian history, national symbolic, importance growth of universal values, and other factors. As a result in the society, including Ukrainian society, the necessity and possibility of changes was realized more and more .
The creative intelligency, especially Russian, Moscow, in particular, played an important role «in the society discernment». Unlike political terminology, from the creative point of view, the reorganization of consciousness began literally to the day of April plenum when the first more or less objective words were sounded. Novels and stories were issued in «thick magazines» which until then had been hopelessly lying in the literary tables or «despair baskets». Already in the end of April of 1985 on Moscow scene there was Valery Fokin's performance «Speak!.» that became an appeal for the country, as if: «the customs, i.e., capital, was given OK», and in May of the same year with the issue of Valentine Ovechkin's «Regional everyday life», it turned to the symbol of publicity and democracy in regions.
On that wave supported by the double press «we from above, and you from below», there were the key phrases of Gorbachev's political lexicon: to turn economy to the person, to create worthy working and life conditions of the Soviet people, to reorient economy on people's social needs, to make all for the social development of village, to create normal living conditions for the rural worker, to raise the standard of life among the bigger part of population, to provide each family with an apartment or house to 2000, to care of veterans of war and work, to cut down the administrative expenses, to establish the sanguineous socialist market, to create the legal socialist state, to update the national policy and to solve many other problems. V.I.Lenin's complete set of works was taken for the basis.
Certainly, such slogans and appeals, in the counterbalance to the «celebratory theses» involved the people «from Brest to Kamchatka».
    Понять перестройку, настроить мышление     Понять перестройку, настроить мышление 
Понять перестройку, настроить мышление
To understand reorganization, to adjust thinking, to make what everyone wants, to highlight the reorganization, to find conservatives, to put careless out of the way, to move to a new level of knowledge, to make life new and unimaginable. Day by day there were more and more words, people, not having time to familiarize with the positions of one "Government program", received the fresh program for the morning. The well-known words since the childhood were replaced with «dribbling pluralism», grammatical substitute and set of beautiful adverbs. And that "list" was supplemented with constant foreign voyages of «Mikhail Sergeevich» and «eternal memory» of Raisa Maksimovna. As it turned out, all it was agitation and propaganda form of influence on minds and hearts of the Soviet people, not more... And the people, not having understood reorganization, but having understood the true place of the First and Last one; itself answered the diligence of Mikhail Sergeevich by means of true folklore - chastooshkas.
Но самым серьезным испытанием для всей страны 

Чернобыльская катастрофа

Чернобыльская катастрофа

 Чернобыльская катастрофа     Чернобыльская катастрофа
Chernobyl accident occurred on April, 26th, 1986 as a result of failure on the fourth power unit of Chernobyl atomic power station. The destruction had explosive character, the reactor was completely destroyed, and the considerable quantity of radioactive substances was thrown out in the environment. The failure is regarded as the largest failure for all history of world nuclear power, as by prospective quantity of victims and people, who suffered from its consequences, so by economic damage. At the moment of failure Chernobyl atomic power station was the most powerful in the USSR. Unlike nuclear bombardments of Hiroshima and Nagasaki, the explosion reminded very powerful «dirty bomb», which basic amazing factor became the radioactive infection of the district for many years. The radioactive cloud from the failure passed over the European part of the USSR, Eastern Europe and Scandinavia. Approximately 60 % of radioactive deposits were dropped out in the territory of Belarus. Nearby 200 000 persons (more than 120 thousand Ukrainians) were evacuated from the zones, subjected to the pollution. Chernobyl failure became an event of the great political value for the USSR, and that marked the investigation course of its occurrence reasons, after all there is no common opinion, concerning its true reasons. It is only known that on April, 26th at 1 o'clock 23 minutes, 58 seconds the series of explosions destroyed the reactor and the building of 4th power unit. On April, 29th the high radiating background was registered in Poland, Germany, Austria, Romania, on April, 30th in Switzerland and Italy, on May, 1st and 2nd in France, Belgium, Netherlands, Great Britain, Greece, on May, 3rd in Israel, Kuwait, Turkey... Not less than for a week Chernobyl became the whole world problem... Afghan and Chernobyl became the bases of final trust fracture to the state management. Besides, the destruction of nuclear-powered submarine "Member of the Komsomol" became one more shock for the Soviet society, the first excitements in Kazakhstan, also added «oils in fire of doubts».
On May, 1st, under Gorbachev's order (this fact has been recently recognized) in capital of Ukraine on Kreschatik the workers with kiddies went out on the demonstration, as well as on the central streets of other cities of Ukraine. Later all trains on the south were home driven by the same children who breathed that hell. Despite reorganization and new thinking, the country leaders, including and republican, forgot about «socialism with the human face», and liquidation of the criminal negligence presented as the feat.
Фотография членов Политбюро ЦК КПУ 
The photo of the members of the Political bureau of Central Committee KPU and heads of republic was made on 1st of May 1986. As the true communists, they were ready to go on the last fight. But whether it was necessary to endanger the young lives (after all we know the middle age of the members of Political bureau of the Central Committee of the CPSU).
To please old, but beautiful dogmas, there was the question: people or supernumeraries. I'm agree, it is easy now to tell and give estimation to those actions, especially taking into account the world analysis, and when the senior companions tell about party discipline and warn, that you didn't live at that time. But I lived in that times which, alas, had stopped... as well as those who trusted in «socialism with the human face».
Having realized all horror of the accident, all USSR sent 800 thousand regular soldiers and "liquidators-guerrillas", i.e. mobilized which middle age was, as the Christ age - 33 years old to the place of the general trouble ... According to all available information, from 1988 to 2008 more than fifteen thousand liquidators died. Two persons in one day ...
There was the real feat indeed, at the accident liquidation, at evacuation, at the resettlement, and at new villages and settlements reconstruction. Some scientists with the world name say that Ukraine received enormous experience, but, God grant, that it won't be useful any more.

Остались заброшенные хаты

Остались заброшенные хаты

 

Остались заброшенные хаты

There were abandoned huts, deserted children's playgrounds and palaces of culture. But thanking to still powerful and not disorganized Soviet Union, Chernobyl homeless fire victim received new houses and settlements.
Очередным рубежом перестройки
Очередным рубежом перестройки
The First Congress of People's Deputies which took place two decades ago - on May, 25th, 1989 was the next boundary of reorganization and its last heritage, but our political memory, for some reasons, overlooks its decisions. After all that Congress of deputies of the USSR - was the state national parliament in the history (though there were five of them, the main was the first one), which were selected by the people on free elections. The political platform, on which politicians freely and rather fairly competed with each other, was firstly created in the history of the state. For the first time Ukrainian figures, and not representatives of party bodies stepped on the arena of political fights. But the most important thing - the whole country observed it on the air. I remember, how people crowded at TVs at the work, how they put the ear at the receiver, how they listened with the bated breath: «All is possible, if it is authorised by the law» as there were appeals to creation of national political movements.
Some people admired Sobchak, others - violent Saharov, the third ones- the self-denying Kazannikov, the fourth asked who Yavorivsky was. But any housewife knew, who Afanasev was, and why Ligachyov didn't like him, and on what side «Mikhail Sergeevich» was. There was also an unusual sensation of freedom, sincerity, long-awaited victory of reason and general civil unity, there were also mute questions and to what it would result all of us. The rating of Congress translation was fantastic and beat over all insurgents and serials. People suddenly started to feel citizens, directly, as after the February revolution. For a short historical instant they had believed that the country future was in their hands. One didn't want to reconstruct anything; others at once saw «vigorous movements of the political broom around the heap of garbage», behind "the sensation" connected with reorganization. But there were also the third who told, let them do what they want, but don't touch me. And all that national vinaigrette created the menu of the nitty-gritty of politics from incompatible products of political digestion. Running forward, I will tell that, in due course, that vinaigrette not having acquired in the society organism, excuse me for the expression, «was barfed up» in August of 1991.
As soon as the First congress ended the national-political movements as mushrooms after the rain «from Moscow, to the most suburbs» started to be created to execute its recommendations.
So on the political Olympus on September, 10th 1989 appeared the national-political movement «National movement of Ukraine for reorganization» or «Narodny Ruh of Ukraine for reorganization» which leader was "man of the sixties" Ivan Drach. There was also its abbreviated name RUH or NRU. That movement which became the really national and international event, in the beginning represented people's association, with  the opposite views, from liberally adjusted communists to radical nationalists. In due course, however, the majority of communists and the right radicals left the ranks of movement in connection with prevalence of participants with national democratic views. «The live chain» from Ivano-Frankovsk to Kyiv, held on January, 22nd by the 71st anniversary of not taken place association of two Ukraines - «Act of Zluka» became the first action of RUH. But people wished some bread and shows, and it doesn't matter that the textbooks on history didn't give the estimation to the «Act of Zluka» and didn't tell the truth about the events of 1919. The main thing - is the sincere impulse based on the legend.
Сегодня РУХу двадцать лет,  что сделано… 
Today RUH is twenty years and what has been done...
Были манифестации и шествия, как в 1917-м 
Были манифестации и шествия, как в 1917-м 
There were demonstrations and processions as in 1917, there were its own heroes returned convict, all it was, as well as «once upon a time ... many years ago». 
Обращаем Ваше внимание, что мнение редакции портала UKRAINE-IN может не совпадать с мнением авторов. На портале размещены статьи историков из разных стран, которые могут по-разному интерпретировать события. Также просим Вас воздержаться от агрессивных и нецензурных комментариев.
Comments:
blog comments powered by Disqus

All articles

Украина и ее народ на пути приобретения демократии и независимости

(апрель 1985-го и т.н. называемые «апрельские тезисы» Михаила Сергеевича Горбачева – 24 августа 1991-го)
12 марта 1985-го после кончины  Черненко при поддержке Громыко,  Лигачева и ряда других членов Политбюро генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный, он резко выделялся на фоне предыдущих руководителей, поэтому сразу был встречен в обществе с большим энтузиазмом. Стоит напомнить, что  Горбачев пришел в Политбюро в последние годы жизни Андропова и сразу же влился в группу реформаторски настроенных политиков.  Вскоре «Михал Сергеич», как звали его родные и близкие,  осуществил перестановки в высшем руководстве, освобождаясь от старых кадров.      Вскоре  Горбачев и его соратники (Лигачев, Ельцин, Яковлев, Шеварднадзе и др.) выступили с инициативой «обновления социализма», суть которого они видели в соединении социализма и демократии.
Ельцин и Горбачев на апрельском пленуме ЦК КПСС – друзья и соратники 
Ельцин и Горбачев на апрельском пленуме ЦК КПСС – друзья и соратники. 
В начале 80-х годов кризис в Советском Союзе, а значит и в союзных республиках, включая Украину, охватил все сферы жизни, что сказалось на замедлении темпов экономического развития, привело к падению уровня жизни населения. Вдобавок к этим «бедам», «неудачная» (мягко выражаясь)  Афганская война и Чернобыльская катастрофа окончательно подорвали доверие к  идее всемирного социализма вообще, и в Советском Союзе, в частности. Поэтому генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым на апрельском пленуме 1985 года был взят курс на изменение экономической, социальной и внешней политики СССР. Демократическая революция, начавшаяся, как всегда, в Российской Федерации, способствовала реализации права на самоопределение в отдельных союзных республиках, народы которых, или часть народа, стремились к  провозглашению независимости, как в национально-культурном плане, так и в административно-политическом.
Сегодня никто уже не отмеряет жизнь от одного съезда КПСС до другого и вряд ли вспомнит, кроме историков и «спецов ППР» (партийно-политической  работы), чем именно июньский или июльский пленум начала или середины 80-х прославился и какими документами отпечатался в нашей  памяти. Но среди этого многообразия заседаний и совещаний есть одно событие, четверть вековой юбилей которого, будет отмечаться в апреле 2010 года.  Речь идет  об одном партийном пленуме, состоявшемся в 1985-м, точнее 23 апреля, получившим название «Апрельские тезисы Горбачева» и ставшем началом перестройки. Перестройка – это материализованное понятие, вошло в жизнь каждого советского человека, как что-то, вроде, известное, но и недостижимое,  как бутылка водки на столе и спутник в космосе. И все это «перестроечное мышление» вошло в наш мир с именем «своего родителя», Михаила Сергеевича Горбачева.
К чему лукавить, в те времена украинский народ прозрел, а общество Украины-Руси, созрело. Во второй половине 80-х  создалась новая политическая и морально-психологическая обстановка, на формирование которых воздействовало и  обострение социально-экономического кризиса в обществе, и углубление кризисных явлений как  в КПСС, так и КПУ,  вместе с появившейся критикой их деятельности, и  возможность в условиях гласности выражать неудовлетворенность объяснениями причин чернобыльской катастрофы и действиями по ликвидации ее последствий и тяжелым экологическим и демографическим состоянием республики, и  серьезные проблемы в области национальной политики, прежде всего падение статуса украинского языка среди украинской интеллигенции, и  обостренное внимание к «белым пятнам» украинской истории, национальной символике, и  рост значимости общечеловеческих ценностей, и другие факторы. В результате в обществе, в т.ч. и украинском, все более осознавалась необходимость и возможность перемен.
Немаловажную роль «в прозрении общества» сыграла творческая интеллигенция, особенно российская, а точнее – московская.  В отличие от политической терминологии, с творческой точки зрения, перестройка  сознания началась буквально день в день с самим апрельским пленумом, когда прозвучали первые более или менее объективные для людей слова. Стали выходить в «толстых журналах» романы и повести, до тех пор безнадежно лежавшие в писательских столах или «корзинах отчаяния». Уже в конце апреля 1985-го  на московскую сцену вышел спектакль Валерия Фокина «Говори!..», что стало призывом для страны, типа: «Таможня, т.е., столица, дала добро», а с выходом в мае того же года творения  Валентина Овечкина «Районные будни», оно превратилось в символ гласности и  демократии в регионах.
И, вот, на этой волне, подкрепленной двойным прессом «мы сверху, а вы, снизу»,  ключевыми фразами политического лексикона Горбачева стали: повернуть экономику к человеку, создать достойные условия труда и жизни советских людей, переориентировать экономику на социальные нужды народа, сделать все для социального развития села, создать нормальные условия  жизни для сельского труженика, повысить жизненный уровень большей части населения, обеспечить каждую семью квартирой или домом к 2000-му, заботиться о ветеранах войны и труда, сократить управленческие расходы, установить  полнокровный социалистический рынок, создать правовое социалистическое государство, обновить национальную политику и решить много других задач. И за основу было взято ПСС В.И. Ленина.
Конечно же, такие лозунги и призывы, в противовес «праздничным тезисам» привлекли народ «от Бреста до Камчатки».
    Понять перестройку, настроить мышление     Понять перестройку, настроить мышление 
Понять перестройку, настроить мышление
Понять перестройку, настроить мышление, сделать то, что хочет каждый, высветить перестройку, найти консерваторов, убрать с дороги нерадивых, выйти на новый уровень знаний, сделать жизнь новой и невообразимой. С каждым месяцем все больше слов, люди, не успев ознакомиться с положениями одной «Государственной программы», на утро получали свежую, прямо, как обухом по голове. Знакомые всем с детства слова заменялись «слюнявым плюрализмом», грамматическим суррогатом и набором красивых наречий. И весь этот «список» дополняли постоянные зарубежные вояжи «Михал Сергеича» и «вечной памяти» Раисы Максимовны. Как со временем оказалось, все это было агитационно-пропагандистской формой влияния на умы и сердца советских людей, но не более... А народ, так и не поняв ее, т.е. перестройку, но поняв истинное место Первого и Последнего, сам ответил на старания «Михал Сергеича» истинным фольклором - частушками:
При нем все шло наоборот,
и, очень может быть,
задумай он споить народ,
народ бы бросил пить. 
Задумал б разорить дотла -
эх... жили бы тогда!
...но президент хотел добра,
вот в этом и беда... 
Но самым серьезным испытанием для всей страны 
Но самым серьезным испытанием для всей страны, а для Украины, особенно, стала катастрофа (да-да, именно катастрофа, а не авария) на Чернобыльской АЭС. Трудно сказать, справилась бы с ней самостоятельно самостоятельная Украина (каламбур, но в тему), случись это сегодня, но тогда, на «финишной прямой СССР», на помощь пришла вся страна.

Чернобыльская катастрофа

Чернобыльская катастрофа

 Чернобыльская катастрофа     Чернобыльская катастрофа
Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года в результате аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая  за всю историю мировой ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. В отличие от атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу», основным поражающим фактором, которой стало радиоактивное заражение местности на долгие года. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой и Скандинавией. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек (более 120 тысяч с Украины) было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР, и это наложило определенный отпечаток на ход расследования  причин ее возникновения, ведь и до сих пор нет единого мнения, касательно истинных причин. Известно лишь, что 26 апреля  в 1 час 23 минуты 58 секунд серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока. 29 апреля высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля в Швейцарии и Италии, 1 и  2 мая  во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Греции, 3 мая  в Израиле, Кувейте, Турции... Меньше чем за неделю Чернобыль стал проблемой всего мира... Афган и Чернобыль стали основами полного разрушения доверия к руководству. А кроме этого, гибель АПЛ «Комсомолец», что стало еще одним шоком для советского общества, первые волнения в Казахстане, также добавляли «масла в огонь сомнений», про которые можно сказать «а тем ли путем идете товарищи». Но это было чуть позже, а…
1 мая, по приказанию Горбачева (этот факт был признан только недавно) в столице Украины по Крещатику, как и по центральным улицам других городов Украины, трудящиеся с детишками вышли на демонстрацию.  Спустя день все поезда на юг будут забиты теми же детьми, которые дышали адом. Несмотря на перестройку и новое мышление, руководство страны, в т.ч. и республиканское, забыло про «социализм с человеческим лицом», а ликвидацию своей преступной халатности предоставляло подвигом.
Фотография членов Политбюро ЦК КПУ 
Фотография членов Политбюро ЦК КПУ и руководителей республики сделана как раз 1-го мая 1986-го. Как истинные коммунисты, они и тогда готовы были идти на свой последний бой. Но стоило ли подвергать опасности молодые жизни (ведь нам был известен средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС). 
В угоду старым, но красивым догмам, был на кон поставлен вопрос: люди или статисты. Согласен, сейчас легко говорить и давать оценки тем действиям, особенно с учетом мирового  анализа, да и еще, когда старшие товарищи рассказывают про партийную дисциплину и предупреждают, а ты бы пожил в то время. Но я то в то время как раз и жил…  как и те, кто еще верил в «социализм с человеческим лицом», жил во времени, которое, увы, остановилось.
Осознав весь ужас катастрофы весь Союз  послал на место общей беды  800 тысяч солдат срочной службы и «ликвидаторов-партизан», т.е. мобилизованных, средний возраст которых был, как у Христа - 33 года… По последним данным, с 1988 по 2008 год более пятнадцати тысяч ликвидаторов умерло. По два человека в день…
Да, был совершен подвиг, настоящий подвиг, и при ликвидации катастрофы, и при эвакуации, и при переселении, и при воссоздании новых сел и поселков. Некоторые ученые с мировым именем говорят, что Украина получила колоссальный опыт, но, дай бог, чтобы более он никогда не пригодился.

Остались заброшенные хаты

Остались заброшенные хаты

 

Остались заброшенные хаты

Остались заброшенные хаты, осиротевшие детские площадки и дворцы культуры. Но благодаря еще мощному и до конца не разваленному Советскому Союзу, чернобыльские погорельцы (в прямом смысле слова) получили новые дома и поселки.
Очередным рубежом перестройки
Очередным рубежом перестройки
Очередным рубежом перестройки (причем не атаки, а обороны) и ее последним наследием стал Первый Съезд народных депутатов, который состоялся два десятилетия  назад - 25 мая 1989 года, но наша политическая память, почему-то, упускает из виду его решения. А ведь этот Съезд депутатов СССР - был первым в истории государственным народным парламентом (хотя всего их было пять, главным, все-таки, был первый), который народ избрал на свободных выборах. Была создана первая в истории государства политическая площадка, на которой политики свободно и сравнительно честно конкурировали друг с другом. На арену политических баталий впервые вышли украинские деятели, и не представители партийных органов.  Но самое главное - за этим в прямом эфире наблюдала вся страна. Я прекрасно помню, как толпились у телевизоров на работе, как прикладывали к уху приемник, как, затаив дыхание, слышали: «все можно, если разрешено законом», как шли призывы к созданию национальных политических движений.
Одни  любовались Собчаком, другие - неистовым Сахаровым, третьи -  самоотверженным Казанником, четвертые спрашивали, а кто это такой, Яворивский. Любая домохозяйка знала, кто такой Афанасьев, почему его не любит Лигачев и на чьей стороне  «Михал Сергеич». Было и необычное ощущение свободы, искренности, долгожданной победы разума и всеобщего гражданского единства, были и немые вопросы, а к чему все это нас приведет. Рейтинг трансляции Съезда был фантастическим и бил все боевики и сериалы. Люди вдруг начали чувствовать себя гражданами, прямо, как после февральской революции. На краткий исторический миг они поверили, что в их руках будущее страны. Именно, на краткий миг, ибо перестраиваться оставалось совсем немного. Одним вообще не хотелось чего там перестраивать, другие сразу же увидели за «шумихой», связанной с перестройкой «энергичные движения политического веника в районе кучи мусора», именно в районе. Но были и третьи, которые говорили, пусть делают, что хотят, лишь бы меня не трогали. И весь этот народный винегрет создал меню политической кухни из несовместимых продуктов политического пищеварения. Забегая вперед, скажу, что, со временем, этот винегрет, так и не усвоившись в организме общества, был, извините за выражение, «выблеван» в августе 1991-го.
Как только закончился Первый съезд, во исполнение его рекомендаций, как грибы после дождя, начали создаваться национально-политические движения «от Москвы, до самых, до окраин».
Так на политическом Олимпе, тогда еще союзной республики, по одним данным 8-го, по другим - 10 сентября 1989-го появилось национально-политическое движение «Народное движение Украины за перестройку» или «Народний Рух України за перебудову», лидером которого стал «шестидесятник» Иван Драч. Появилось и его сокращенное наименование РУХ или НРУ. Это движение, ставшее поистине национальным и интернациональным, вначале представляло собой  объединение людей, с диаметрально противоположными взглядами, от либерально настроенных коммунистов до радикальных националистов. Со временем, однако, большинство коммунистов и правых радикалов покинуло ряды движения в связи с преобладанием в нем участников с национал-демократическими взглядами. Первой акцией РУХа стала «Живая цепь» от Ивано-Франковска до Киева, проведенная 22 января к 71-й годовщине, так и не состоявшегося объединения двух Украин – «Акта Злуки». Но народ желал хлеба и зрелищ, причем последних больше, и не беда, что учебники по истории еще не дали оценку «Акту Злуки» и не рассказали всей правды о событиях 1919-го. Главное – душевный порыв, основанный на легенде.
Сегодня РУХу двадцать лет,  что сделано… 
Сегодня РУХу двадцать лет,  что сделано…
Были манифестации и шествия, как в 1917-м 
Были манифестации и шествия, как в 1917-м 

Были манифестации и шествия, как в 1917-м, были свои герои, освобожденные из тюрем, все это было, как и «однажды …цать лет назад».

Понятие, а с ним и наименование «демократизм» вошли в обиход украинцев. После создания в 1990-м Украинской республиканской партии (УРП) и Демократической партии Украины (ДемПУ), НРУ заключил неформальную коалицию с этими политическими силами и другими, более мелкими организациями, став тем самым альтернативой КПУ. Да и в компартии появились свои «демократические платформы», свои лидеры, свои альтернативные руководители. К партийно-политической  деятельности  подключились и общественные движения, такие, как «Мемориал», «Просвита», «Зеленый мир» и т.д. Республика начала больше митинговать, чем работать, повторяя, таким образом, давно забытые времена Руины, точнее, ее начала.
А 30 марта 1990 года НРУ или РУХ уже  участвовал в выборах в Верховный Совет УССР XII созыва (по новому исчислению Верховная Рада Украины I-го созыва). В украинском парламенте, взявшем курс на «право наций на самоопределение, депутаты НРУ составили костяк оппозиционного блока «Народна рада», который насчитывал 211 депутатов из 450. Вторая часть, названная «группа - 239» была представлена сторонниками коммунистических идей и союзной государственности. Украинское общество готовилось к 12 сентября 1990-го – пяти вековому юбилею запорожского казачества, впитывая в себя дух вольности, бесшабашности и «своеридного» государственного анархизма.
На этом фоне начались необратимые явления в общественно-экономической жизни Украины, среди которых: забастовка шахтеров Донбасса, политическая голодовка студентов на Крещатике, принятие «Декларации а государственном суверенитете Украины». Все это сопровождало весь 1990-й год и начало следующего.
К лету 1991-го Украина, как и весь Советский Союз, переживала общесистемный кризис, связанный с острейшим противостоянием между социально-политическими структурами «старого типа» и уже глубоко изменившимся обществом. Шел месяц август…
Обращаем Ваше внимание, что мнение редакции портала UKRAINE-IN может не совпадать с мнением авторов. На портале размещены статьи историков из разных стран, которые могут по-разному интерпретировать события. Также просим Вас воздержаться от агрессивных и нецензурных комментариев.
Комментарии:
blog comments powered by Disqus

Все статьи